Кармическая теория культуры – реальность нереального? | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

Николай Рерих. Озеро (Летний этюд)

        Не приведи Бог видеть русский бунт,
        бессмысленный и беспощадный…
        Александр Пушкин

С начала 20-го века в России трижды менялось общественное устройство: православная самодержавная монархия – атеистичная социалистическая диктатура – клановая капиталистическая демократия. Такая спонтанность смены режима подтверждает обоснованность представления известного метафизика Юрия Мамлеева о России как стране Хаоса (1). Рассматривая архетипы русского метафизического сознания, он отметил, что сакральный Хаос гораздо глубинней, метафизичней порядка, в котором прорастают и реализуются только отдельные «зёрна», содержащиеся в Хаосе как в мистическом первоначале. На взгляд Мамлеева, Россию можно «понять» в какой-то степени, но не умом, а сверхрациональным интуитивным разумом. «Познать Россию – это значит познать себя, свою душу и наоборот».

Выдающийся учёный-энциклопедист, самобытный мыслитель Василий Налимов уделял серьёзное внимание исследованию роли бессознательного в жизни человека и общества. Его представления о кармической теории культуры, которые он продумывал с 70-х годов 20-го века, были опубликованы уже после его ухода в мир иной (2). Согласно его пониманию, в психологическом пространстве есть некое поле, образуемое национальным сознанием, которое уходит своими корнями в далёкое прошлое народа. «Оно является той ареной, где происходит взаимодействие прошлого народа с его настоящим, приводящим к непрерывному изменению коллективного сознания народа». Такое взаимодействие может приводить к парадоксальным событиям, которые не укладываются в рациональную логику.

Сопоставим некоторые важные события в российской истории 20-го и начала 21-го веков в контексте кармического подхода к общественной жизни.

1. 1917 – 1918-й годы. Под руководством большевиков свергнуто Временное правительство, последний император Николай 2 вместе с семьёй расстрелян в Екатеринбурге. В 1991 г. по инициативе бывшего главы Свердловского обкома КПСС Б.Ельцина СССР как единое государство прекратил своё существование. В 2015 г. в Екатеринбурге (в СССР – Свердловск) был открыт Ельцин-центр в честь первого президента РФ.

2. В 1949 году МГБ СССР приступило к разработке «Ленинградского дела», по результатам которого были репрессированы многие партийные и советские деятели Ленинграда. Главное обвинение – намерение создать компартию РСФСР в противовес ВКП(б); после смерти И.Сталина все репрессированные были реабилитированы. В 2000-м году президент РФ Борис Ельцин передал свои полномочия Владимиру Путину – бывшему сотруднику КГБ СССР, соратнику мэра Санкт-Петербурга; «питерский» клан взял власть в России.

3. В 1954 году по инициативе Первого секретаря ЦК КПСС, бывшего 1-го секретаря ЦК КП(б) Украины Никиты Хрущёва, Крымская область была передана из РСФСР в УССР. В 2014 г. Крым после республиканского референдума вернулся в состав РФ.

Таким образом, через 50 – 70 лет с Россией связаны события, которые как бы восстанавливали справедливость; прогнозировать это невозможно, поскольку причинно-следственные связи неизвестны. Может быть поэтому Владимир Налимов, известный специалист в области практического применения теории вероятности, обратил внимание на возможность разработки кармической теории культуры; он считал, что история трансцендентна человеческому разуму (2). Следует отметить, что упомянутые выше события не выбраны автором в результате логического поиска, а «проявлены» в состоянии медитативного созерцания – аналогично тому, как был «открыт» Периодический закон Дмитрием Менделеевым.

Свои представления о Карме Владимир Шмаков изложил в учении о двух кризисах космогонии (3). Конспективно эти представления заключаются в следующем. Соотношение между целостным организмом монады, т.е. её истинным Я и периферией индивидуальной синархии – с одной стороны, и организмом эмпирического человека, т.е. актуальным Я и составом – с другой стороны, выражается законом Кармы. «Его доктрина, бесспорно, одна из труднейших, как благодаря онтологической глубине, так и по необъятности входящих в неё частных идей, законов и теорий». Шмаков отметил, что распространившееся в Европе в начале 20-го века примитивно-наивное понимание этой доктрины среди теософов имеет не более чем условное сходство с её действительной сущностью (при этом Елену Блаватскую он почитал как выдающуюся личность – В.Е.). Актуальное Я есть аспект монады, соответствующий части её ноуменального содержания, реализованной в феноменальном мире; состав – общая совокупность простейших единичных элементов сознания; множественность элементов состава является раскрытием синтетического единства – актуального Я. Система сознания эмпирического человека есть только частное членение целостной системы монады, благодаря чему актуальное Я определяется как субстанция третьего рода; монада есть субстанция второго рода. Система мгновенного сознания, в свою очередь, есть членение системы актуального Я. Согласно пониманию Владимира Шмакова, возможны две точки зрения и вытекающие из них два взаимодополняющих решения проблемы природы нисходящего иерархического ряда: целостное сознание монады – сознание актуального Я – мгновенное сознание. Отметим, что в его доктрине Кармы возникающие в индивидуальном диалектическом процессе становления монады организмы низшего порядка аналогичны целостному организму монады: они состоят из актуального Я и сознания – для всего данного воплощения, и из мгновенного Я и мгновенного сознания – для минимальной осознаваемой единицы времени.

Во-первых, возможен конкретно-эмпирический подход к решению указанной выше проблемы, т.е. познание периферическое, изучение феноменологии как в её общих законах, так и в конкретных данностях (3). Во-вторых, возможен онтологический подход, т.е. познание центральное, изучение внутреннего смысла становления субстанции как в её общих направляющих принципах, так и в их преломлениях в основных членениях синархии мира. В первом случае предмет проблемы представляется осуществляющимся во времени – сознание монады раскрывается в совокупности сознаний актуальных Я, каждое из которых раскрывается в совокупности мгновенных сознаний. Таким образом, учение о феноменологии становления монады сводится к учению об упорядоченном множестве актуальных Я – это есть учение о Карме; учение о феноменологии становления актуального Я сводится к учению об упорядоченном множестве мгновенных Я – это есть психология. «Итак, учение о Карме есть психология высшего порядка, а психология есть учение о Карме в низшем иерархическом уровне». Во втором случае предмет проблемы изучается в его онтологическом естестве и вневременной всеобъемлемости. Таким образом, как отметил Шмаков, эзотерическая доктрина о становлении монады органически распадается на бинер двух дисциплин: «пневматология, как тезис, выражает онтологическое естество становления реальности, а учение о Карме (психология) имеет своим предметом, как антитезис, его конкретно – эмпирическую феноменологию».

В современной российской историографии Февральский переворот 1917 г., в результате которого после отречения императора Николая II к власти пришло Временное правительство, обычно изображается как начало движения России к буржуазной демократии, а большевики, совершив Октябрьский переворот, на 70 лет задержали этот естественно-исторический процесс.

Известный публицист и самобытный историк Вадим Кожинов детально и обстоятельно исследовал трагические для России события 1917 года, что, на его взгляд, необходимо для понимания основной причины сталинских репрессий 1930-х годов (4). На основе результатов этого исследования, включая анализ многочисленных воспоминаний свидетелей и участников тех событий, он обосновал свою версию социальной катастрофы 1917 года. Согласно его пониманию, господствующее мнение о большевистском перевороте как о роковом акте уничтожения российского государства, который привёл к тяжелейшим последствиям, начиная с распада страны, «заведомая неправда, хотя о ней вещали и вещают многие влиятельные идеологи». Исследуя загадку 1937 года, Кожинов аргументированно рассмотрел такие темы, как власть и народ после Октября 1917 г., роль евреев в послереволюционной России, вклад различных вождей и общественных сил в распад Российской империи. Согласно представлениям этого исследователя, Лев Троцкий и его сподвижники смогли оказаться у власти именно и только благодаря русскому бунту, «который означал ликвидацию власти вообще». На его взгляд, большевики, в сущности, лишь подняли выпавшую власть из рук их предшественников – «демократов». Вадим Кожинов вполне убедительно показал, что при безгранично вольном менталитете русского народа, который наглядно воплощён в его фольклоре, «само бытие России попросту невозможно, немыслимо без мощной и твёрдой государственной власти; власть западноевропейского типа, о которой грезили герои Февраля, для России заведомо и полностью непригодна».

Подводя итоги своего исследования, Вадим Кожинов сделал вывод, созвучный кармической теории культуры – «в самом ходе истории есть, как представляется, смысл, который, правда, трудно выявить, но который значительней всех наших мыслей об истории». Он считал, что в 1941 г. никто не мог ясно предвидеть, что наша страна будет вынуждена вести колоссальную геополитическую войну за само своё бытие на планете с мощнейшей военной машиной, вобравшей в себя энергию почти всей Европы. «Но вполне уместно сказать, что сама история страны (во всей её полноте) это как бы предвидела, – иначе и не было бы Великой Победы!». Надо признать, что значительную материально-техническую и продовольственную помощь СССР в войне против Германии оказали США. Через 69 лет после этой Победы – в 2014 году началось аналогичное противостояние России с Западом, возглавляемым уже США, которое в 2022 году привело к войне на Украине; история повторяется…

Когда можно ожидать окончания этой «гибридной» войны? По оценкам различных исследователей, в середине 21-го века возможен «антропологический переворот», при этом скорость глобальных изменений должна устремиться к бесконечности, а промежуток между фазовыми переходами – к нулю (5,6). Вместе с тем, согласно представлениям известного биофизика Алексея Яшина, который в течение ряда лет исследует возможный механизм перехода человечества к ноосфере, снижение почти до нуля важного показателя творческой активности человека – изобретательности – к 2050 году, соответствует началу формирования коллективного разума (7).При этом цифровая основа мышления напрочь уничтожает интуицию – основу творчества человека биосферного, оставляя только оцифрованный интеллект. Этот исследователь полагает, что эволюция ведёт человечество к социально ориентированному человейнику; согласно его оценке, через 80 – 200 лет «расчеловеченные люди войдут в такой человейник спокойно и без эмоций».

Излагая своё толкование доктрины Аркана 8 (Правосудие), Владимир Шмаков отметил, что законы природы действительные, истинные и абсолютные – «это законы Мира Горнего, Мира Причин; они абсолютны для каждого ума и восприятия, они всё в себе содержат и вне их нет ничего» (8). На его взгляд, связь между причиной и следствием может быть доступна лишь тому сознанию, которое объемлет как то, так и другое. В силу этого, в каждом отдельном воплощении человек, зная только данное воплощение, являющееся следствием предыдущего, априори не может этой связи осознавать. Исключением может быть только случай, когда человек сумеет так или иначе путём интуиции выйти за пределы своего Я, свойственного данному воплощению. «Этим путём он может получить знание прошлого или выявить долженствование будущего, но всё же эта возможность весьма ограничена, а в большинстве случаев и вовсе закрыта».
_____________________________________________________

Литература

1. Мамлеев Ю.В. Россия вечная. М., 2014.
2. Налимов В.В. Искушение Святой Руси. М.-Томск, 2002.
3. Шмаков В. Основы пневматологии. М. 1922.
4. Кожинов В.В. Правда сталинских репрессий. М., 2006.
5. Назаретян А.П. Нелинейное будущее. М., 2013.
6. Ерёмин В.И. Планетарная катастрофа, творческое преображение или эволюционный перелом? // «Академия Тринитаризма», М., Эл. № 77-6567, публ.27430, 20 11.2021.
7. Яшин А.А. Феноменология ноосферы: Апология человека. Тула, 2019.
8. Шмаков В. Великие Арканы Таро. М., 1916.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: